Китайская Народная республика, Китай, Поднебесная и Срединная империя — все это названия одного государства с самой древней из сохранившихся до наших времен историей, культурой и традициями. Многие века это государство развивалось в отдалении от других культур и народов, преимущественно само оказывая значительное влияние на соседей и не подвергаясь влиянию извне. Это позволило создать и сохранить особую цивилизацию с уникальным языком и письменностью, древними памятниками архитектуры и собственными философскими и религиозными взглядами. К сохраненным ценностям можно отнести и исторические названия государства, такие как Поднебесная империя и Срединное государство, которые широко используют и сегодня, когда речь заходит о Китае. И возникает вопрос — откуда возникли эти названия? Например, Поднебесная — почему так называют Китай? А что значит Срединное государство?
Почему Китай — Поднебесная?
Одно из самых распространенных названий страны среди самих китайцев звучит как Тянь Ся и состоит из двух иероглифов 中国, где первый означает «небо» или «день», а второй можно перевести как «подножие» или «нахождение под чем-либо«. Вот и получается дословный перевод — «государство, находящееся под небом» или «Поднебесная».
Считается, что это название появилось еще во времена возникновения на этой территории первого государственного образования — Шан-Инь примерно в 1600 году до н.э. Существование этого государства подтверждается историческими хрониками Сыма Цаня и некоторыми археологическими находками. Уже в те времена в религиозных верованиях китайцев Небо занимало главенствующую роль. Именно там находилась обитель главного бога Шанди — центра космического мироздания и чертоги других богов.
Сынами Неба, спустившимися на железных драконах со звезды Сю аю Юань, называли восемь первоучителей китайского народа, передавших китайцам знания по земледелию и строительству, фармакологии и медицине, астрономии и математике. Они научили этот народ тайнам изготовления зеркал, фарфора, музыкальных инструментов, создали иероглифическую письменность, календарь и многое другое. Да и широко распространенный в древнем Китае культ предков утверждал, что добродетельные люди после своей смерти сольются с небом и оттуда смогут помогать своим потомкам в любых житейских вопросах.
Несколько позже, когда государство Шан было завоевано западными соседями Чжоу, и на трон объединенной страны воссели первые правители этой династии, была выдвинута концепция о том, что именно Небо наделяет правителя властью, выбирая самого достойного, а тот, в свою очередь, является выразителем воли Неба. Это распространяется и на его потомков до тех пор, пока кто-то из них не утратит это право своими неблаговидными поступками или несправедливым управлением государством. В этом случае Небо может выбрать другого добродетельного человека и к власти придет новая династия. Так император получил титул Сына Неба, а центральным храмом стал Храм Неба, где правители совершали обряд жертвоприношения, моля о процветании своего государства.
Конфуцианство, появившееся в 722 году до н.э. и ставшее официальной государственной идеологией в эпоху династии Хань, лишь закрепило принцип «Небесного мандата» в головах китайцев, выстроив четкую конструкцию не только требований к императору, но и его отношений с подданными, а также систему ценностей для каждого человека, проживающего в государстве.
В Китае давно нет императоров, наделенных властью по воле Неба, а конфуцианство, даже перестав быть официальной идеологией государства, продолжает оказывать серьезное влияние на мировоззрение жителей страны. А еще память об этом хранит множество исторических и архитектурных памятников, таких как Храм Неба или площадь Небесного Спокойствия Таньаньмэнь в Пекине, и, конечно, широко используемое название страны — Поднебесная.
Почему Китай — Срединное государство?
Второе название, которым часто пользуются сами китайцы для обозначения своей страны — это Чжун Го (中国). Значение иероглифов его составляющих «середина» или «центр» и «государство», т. е. Срединное (центральное) государство. Исследователи считают, что оно обусловлено географическим положением страны со всех сторон ограниченной естественными преградами: степями с севера, морями с юга и востока и неприступными горами с запада. Вот и казалось древним предкам китайцев, что они проживают в самой середине мира. Такое понятие было свойственно многим древним народам.
Но в случае с Китаем существовала и еще одна причина ощущать свою страну центром Вселенной — ее изолированность, оторванность от других развитых цивилизаций древнего мира. Все окружающие народы считались варварами, обязанными склониться перед величием и мудростью китайских императоров и с благодарностью принять главенствующую роль Срединного государства. И большинство близлежащих государств действительно перенимало и заимствовало многие элементы китайской культуры и традиций. Например, они очень ярко прослеживаются в Японии, Вьетнаме, Корее и многих других странах, соседствующих с Китаем.
Все это легло в основу политики «Величия Китая», которая во многом и сегодня определяет мировоззрение жителей этой страны. И в XXI веке традиции китаецентризма питают амбиции Китая, мечтающего снова занять центральное место в современном мире.
Почему Китай — Поднебесная или Срединная империя? Ответ на этот вопрос лежит в глубокой древности государства, в тысячелетней истории, философии и мировоззрении китайской цивилизации.