Китайские фильмы весьма разнообразны по жанрам, сюжетам и стилистике. Это и гонгконгские боевики, и военные фильмы, и тяжелые драмы, хорроры, комедии и т.д. Некоторые фильмы знакомы многим еще с детства. Например, разнообразные боевики с Джеки Чаном и Брюсом Ли или фильмы в жанре уся типа «Дома летающих кинжалов». Но давайте окунемся глубже в увлекательный мир китайского кинематографа.
История
Впервые кинематограф появился в Китае уже в конце 19 столетия, а если точнее, то в 1896 году в Шанхае. В 1909 году появилась первая полноценная китайская кинокомпания, которая называлась «Азия Фильм» (кит. 亚细亚影戏公司). Основателем компании являлся американский еврей русского происхождения, по имени Бенджамин Бродский.
Первый полнометражный фильм был снят в 1921 году, он назывался «Янь Жуйшэн». Это социальная драма, которая была основана на реальной истории. Бизнесмен убивает свою любовницу — проститутку, по имени Ван Ляньин. В начале двадцатого столетия образовалось немало кинокомпаний. Особенно в двадцатые годы, когда была основана «Минсин», «Таньи» и «Ляньхуа».
В тридцатые годы кинематограф получил второе дыхание. Китайские фильмы перестали быть исключительно средством развлечения. Важное значение начинает приобретать гражданская ответственность. Особое значение приобретают остро-социальные темы.
Компания «Минсин» играла ведущую роль в этом плане. Первый фильм в таком духе был снят в 1933 году. Он назывался «Яростный поток» и его главной темой была эксплуатация крестьян со стороны помещиков. Такая же тема раскрывается в фильмах «Весенние шелкопряды» и «Песнь рыбака», снятые в том же году.
На кинематографическом рынке доминировали три компании, которые сформировались в двадцатые годы. Особенно «в тренде» были «Минсин» и «Ляньхуа». В свою очередь, «Таньи» была в меньшей степени ориентирована на остро-социальную тематику и продолжала выпускать чисто развлекательное кино.
В ту эпоху велась активная борьба между КПК и Гоминьданом за влияние на крупнейшие кинокомпании, что тоже находило свое отражение в производимой продукции.
Эта эпоха порождает своих первых кинозвезд. У всех на слуху становятся такие имена, как Чжан Чжиюнь, Ху Де, Жуань Линъюй, Чжоу Сюань, Чжао Дань, Цзинь Янь. Если вы захотите посмотреть что-нибудь из классики «левого» периода, то вам нужно знать такие названия как «Новые Женщины», «Уличный Ангел» и «Перекрестки».Именно эти фильмы завоевали наибольшую популярность в тот период.
Военное время завершило «золотой век» китайского кинематографа. Во время японской оккупации Китая, кино становится средством империалистической японской пропаганды. Единственным бастионом свободного кино остается Шанхай, но и там положение довольно шаткое.
Известным образцом шанхайского кинематографа того времени является фильм Бу Ваньцана, под названием «Мулань идёт в армию». Фильм рассказывает о китайской крестьянке, которая отправилась на войну против иностранных оккупационных войск. 1941 год завершил данный период.
После 1945 наступил новый «Золотый век». Исчезли студии «Минсин» и «Ляньхуа». Вместо них появились новые студии. Впрочем, уже в 1946 году у студии «Ляньхуа» появился одноименный правопреемник, созданный вернувшимся в Шанхай Цай Чушеном.
Так появилось на свете «Киносообщество Ляньхуа«, которое быстро стало одним из наиболее влиятельных кинематографических сообществ. Конец сороковых подарил миру такие шедевры китайского кинематографа как «Лампы десятка тысяч домов» (1948), «Реки воды весенние на восток текут» (1947), а также «Вороны и воробьи» (1949).
Политическая тематика никуда, разумеется, не делась. Многие из снятых фильмов касаются темы общественно-политической жизни в стране. Слышны ноты разочарования режимом Чан Кайши.
Никуда не пропало и аполитическое кино. Так, кинокомпания «Вэньхуа» отошла от «левой» тенденции и стала заниматься разработкой своих собственных концепций и идей. Именно она подарила миру «Весну в городке», которая по-прежнему считается одним из лучших китайских фильмов. В 2002 был снят на него ремейк.
После образования Китайской Народной Республики, кинематографу стали уделять особое внимание. Это был конец частного кинематографа, большинство кинокомпаний объединились в единое государственное предприятие. Резко возросло количество зрителей, стали активно разрабатывать новые подходы к съемке.
Использовалась анимация, театр теней, вырезание из бумаги, традиционный китайский театр кукол. Активно перенимался советский опыт. С другой стороны, возросла сильная идеологическая нагрузка на кино. Этот период подарил, к примеру, такие фильмы как «Защитим красное знамя», «Революционная семья», «Ранняя весна в феврале», «Из искры — пламя», «Сон в красном тереме» и так далее.
Начиная с восьмидесятых годов двадцатого столетия, китайский кинематограф начал выходить на международную арену. Этот период неразрывно связан с такими именами как Чжан Имоу, Тянь Чжуанчжуан, Чэнь Кайгэ и Чжан Цзюньчжао. Это «пятое поколение» китайских кинорежиссеров.
Именно с фильмов «Желтая земля» и «Один и восемь» китайский кинематограф стал известен во всем мире. Многие фильмы этого периода полули награды на международных кинофестивалях.
Китайские боевики
Думаю, мало кто из нас в детстве не удосужился смотреть китайские боевики. Само слово «китайский боевик» рисует в нашем воображении бег по крышам, сражение в воздухе, невероятные акробатические трюки.
Когда речь заходить о китайских боевиках, то в первую очередь в голову приходят такие имена как Джеки Чан или Брюс Ли, а другой стороны могут вспомниться современные исторические боевики типа «Дома летающих кинжалов» или «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», поражающих зрителя удивительными акробатическими эффектами и сценами демонстрации боевых искусств.
Стоит отметить, что больше всего преуспел в этом плане Гонгконг. Кинематограф Гонгконга практически независим от государства и, соответственно, там снимают, в первую очередь, коммерческое кино. Стоит отметить, что кино Гонгконга не ограничивается только боевиками. Оно эклектично и часто соединяет в себе несколько жанров. Так, мистика и хоррор вполне может сочетаться с обилием экшена. Примером такого сочетания является фильм «Трупное окоченение».
Китайские боевики стали известны еще в 80-х годах прошлого столетия и с тех пор продолжают свое победное шествие по миру.
В последние годы особенно популярными становятся китайские фильмы в жанре Уся. Это особый жанр китайского фэнтези, в котором особый упор делается на сочетание фантастических элементов и боевых единоборств. Примером таких фильмов являются уже упомянутый в статье «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Дом летающих кинжалов». Также можно упомянуть фильм «Герой».
Смотреть китайские фильмы
Современные технологии дают широкие возможности. Теперь не нужно скачивать фильмы для того, чтобы насладиться хорошим качеством изображения. Фильмы в формате HD — это давно обыденность в наше время. Популярность фильмов из Восточной Азии — Китая, Японии и Южной Кореи способствует появлению специализированных сайтов, где можно смотреть анимацию, фильмы и сериалы из этих стран.
Вот яркий пример сайтов, посвященных исключительно азиатскому (в т.ч. и китайскому) кинематографу.