�¯�½�´�µ�º��.���µ�����¸�º�°

«

»

Распечатать Запись

Какая вера в Китае? Какая вера у китайцев?

Какая вера у китайцев? Ответ на этот вопрос не так прост и однозначен, как может показаться на первый взгляд. Стоит начать с того, что ни одно из представленных в стране верований нельзя назвать господствующим или преобладающим – как таковой государственной религии в Китае нет. При этом в Конституции страны закреплено право на свободу вероисповедания.

Из трёх религий, считающихся традиционными для Китая – даосизма, конфуцианства и буддизма – две представляют собой скорее синтез философских учений и религиозных культов. Кроме того, за века совместного мирного сосуществования произошло их взаимное переплетение и проникновение, и сегодня можно говорить о религиозном синкретизме, когда вероучения скорее дополняют друг друга и могут благополучно уживаться не просто в пределах одной страны, но и одного храма. Причём вера отдельного человека в догматы одной из них не исключает соблюдения им обрядов и исповедания других течений.

017Помимо приверженцев традиционных религий в Китае немало последователей и крупных мировых религий – христианства и ислама, а большинство китайцев (порядка 75%) вообще считают себя атеистами. Но даже атеистически настроенные жители Поднебесной почти наверняка соблюдают обряды самой древней китайской религии, чьи отголоски явно прослеживаются в даосизме и конфуцианстве – шэнизма.

Шэнизм

Эта религия стала базой для многих философских и религиозных учений Китая. В основе самого шэнизма лежат самые архаичные мифы и предания, главными действующими лицами которых были большие и малые божества, воплощающие космогонические и хтонические силы, духи природы, мифические создания и герои эпосов. Но основным элементом этой веры в Китае является поклонение душам предков рода и самых выдающихся людей, по чьим заветам и должна строиться жизнь каждого жителя страны.

Последователи шэнизма считают, что мироздание наполнено духами, влияющими на всё происходящее в окружающем мире и человеческом обществе. Небесные светила, моря и реки, цветы и деревья, и даже камни имеют свою бессмертную душу. Существуют отдельные духи, покровительствующие каждому виду человеческой деятельности, начиная от семьи и ремесел, и заканчивая духами, ответственными за процветание каждого города, поселения и всего государства в целом. А духи предков рода становятся не только примерами для подражания, но и защитниками и помощниками человека.

1.-Поклонение-предкам

Шэнизм в Китае даже называют народной религией, потому что практически в каждом китайском доме есть алтарь предков – металлические или деревянные фигурки, таблички или портреты, установленные на самом почетном месте дома, в которых воплощены души всех ушедших поколений. Кроме того, местами поклонения являются храмы предков, курганы, могилы и родовые кладбища.

К этому же религиозному течению относился культ поклонения Небу, чьим первосвященником считался император, носящий титул сына Неба. Он совершал обряд жертвоприношения и возносил молитву о благополучии всего государства и каждого подданного в главном Храме Неба в Пекине. В других городах и провинциях такие обряды могли проводить наместники или высокопоставленные чиновники как представители императора.

Даосизм (道教, Dàojiào)

Появление даосизма – учения о “вечном пути” – традиционно относят к V веку до н.э., эпохе Воюющих царств. Предания приписывают создание основ этого философско-религиозного направления легендарному Желтому императору Хуан Ди. Считается, что китайский ученный и философ Лао-цзы лишь систематизировал его ритуалы и догмы в своем трактате “О пути и его проявлениях во Вселенной” – “Дао дэ Цзин”.

Никаких достоверных сведений о жизни самого философа современным исследователям не известно. Само имя Лао-Цзы переводится как “Старый ребенок”, и легенды рассказывают, что мать вынашивала его 81 год и родила уже седым  и старым после того, как ее коснулись солнечный и лунный лучи. Сразу после рождения этот ребенок, родившийся старцем, начал проповедовать знания, полученные им в утробе матери.

К началу II века н.э. формируется даосский божественный пантеон, главным божеством которого становится бог Неба Яшмовый владыка Шан-ди. Он же считается “отцом” и покровителем государства и  императоров Поднебесной. За ним следовали первочеловек и творец мира Пань-гу и обожествленный к тому времени Лао-Цзы. Кроме них пантеон включал множество духов, как божественных так и демонических, были разработаны сложные ритуалы, способствующие изгнанию демонов из человека и мира. По всей империи начинают строиться даосские храмы и монастыри.

Даосский храм

Ученые считают, что в основу учения Дао положены шаманские практики южно-китайской области Чу, магические обряды и вера в бессмертие души, принятые в китайской области Ци, и философские концепции китайского севера. Основной идеей даосизма является идея существования Дао, как очень сложного и многогранного понятия, включающего в себя и некий непостижимый и вечный Абсолют, и мировой закон и порядок, и начало и конец бытия, и некий вечный путь, и постоянное движение по этому пути. Дао есть пустота, благодаря которой создается все сущее. Главный смысл даосизма – научить каждого человека отличать добро от зла, познавать секреты Вселенной путем медитаций и духовных практик, достичь гармонии существования в единении с природой и недеянии. В недрах этого учения находятся истоки традиционной китайской медицины, алхимии, астрологии и даже некоторых школ боевых искусств. Здесь зародилась и популярная сегодня во всем мире философия фэн-шуй.

Конфуцианство (儒学, Rúxué)

Сам термин “Конфуцианство” в Китае неизвестен. Его придумали западные исследователи, назвав это религиозно-философское течение по имени его основателя Кун Фу-цзы, имя которого переводится как “мудрый учитель Кун”. Сами китайцы называют его 儒家, Жу цзя, или “школа ученых”. Это не только религия, это сплав общественной этики, научных традиций, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни, ставших основой национального менталитета многих поколений китайцев.

конфуцианство

Зарождение этого учения относят к VI – V векам до н.э., когда появились первые труды учителя Куна, направленные на гармонизацию общественных и социальных отношений, нравственное и этическое воспитание граждан. В своих трактатах Конфуций создает Моральный идеал, к которому должен стремиться каждый – это некий Благородный муж, обладающий человеколюбием, верностью, благоразумием, чувством долга и справедливостью, четко следующий предписанным ритуалам. Он почтителен со старшими и благоговеет перед государственной властью.

Во времена правления династии Хань Кун фу-цзы был обожествлен, а его доктрина принята в качестве государственной религии, потому что власти усмотрели в трудах ученого идеальное политическое устройство государства и систему морально-нравственного воспитания граждан. Сегодня Конфуцианство имеет влияние не только в Китае. В США, Англии, Австралии и Канаде открыты филиалы Институтов, которые занимаются изучением трудов Кун Фу-цзы.

Буддизм

На вопрос “Какая вера в Китае?” большинство ответят – буддизм. Родиной этой мировой религии является Индия, где буддизм появился в VI веке до н.э. Предания относят появление первых буддийских проповедников на территории Китая в III веке до н.э., но подтвержденные свидетельства говорят о том, что первыми распространителями этого вероучения были купцы, пришедшие в Китай по Великому Шелковому пути из стран Центральной Азии. И случилось это в I-II веке н.э.

Буддизм

Несмотря на то, что к моменту появления буддизма в Поднебесной здесь уже несколько столетий существовали и развивались даосизм и конфуцианство, новая религия быстро завоевала себе приверженцев в разных слоях населения и начала быстро распространяться по всей стране. Российский исследователь Б.У. Китинов считает, что этому способствовало восприятие китайцами новой веры как видоизмененного даосизма. Существовала даже легенда, гласящая, что Лао цзы ушел на запад в Индию и там стал учителем Будды и настоящим основателем буддизма. Такие взгляды привели к тому, что в первых переводах буддийских священных текстов многие термины заменялись понятиями из учения Дао. Например, просветление “бодхи” превратилось в “дао”, а нирвана стала даосским недеянием “у-вэй”. Таким образом, в Китае сложился свой особенный Китайский буддийский канон, включающий и трактаты на санскрите, и их переводы на китайский, и оригинальные сочинения китайских авторов на буддийскую тему.

Со временем буддизм гармонично вписался в китайский религиозный синкретизм: на стыке буддизма и даосизма возникло отдельное течение – чань-буддизм, известное в мире по японскому названию дзен-буддизм, а на пересечении буддизма и конфуцианства появилось учение неоконфуцианства.

 Другие религии в Китае

В сегодняшнем Китае, кроме традиционных китайских религий присутствуют и другие религиозные институты. Порядка 5% населения страны являются христианами. В основном это католики, но есть и протестантские, и православные приходы. Самая молодая из мировых религий, ислам, наибольшее распространение получила среди тюркских и тюрко-монгольских народностей страны (уйгуры, башкиры, казахи, киргизы, татары, дунсян и другие).

Всем, кто интересуется вопросами распространения религиозных взглядов в Поднебесной, предлагаем посмотреть лекцию Константина Тертецкого “Религии Китая: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао”.

Какая вера в Китае? Эта статья поможет познакомиться с разнообразием религиозных взглядов китайцев.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://xn--80apbdbbd9cgha1c.xn--p1ai/articles/kakaya-vera-v-kitae-kakaya-vera-u-kitaytsev/

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *