Древний Китай — сколько удивительного в этом словосочетании! Великая культура, подарившая миру глубокую философию, порох и боевые искусства — все это Древний Китай. Когда начинается история Китая? Как менялась его культура? О чем спорили Конфуций и Лао Цзы? Сколько вопросов! Невозможно дать единый исчерпывающий ответ.
Китайская цивилизация по праву считается одной из старейших во всем мире. Согласно многим данным и исследованиям ученых-археологов и историков, ее возраст, вполне вероятно, составляет приблизительно пять тысяч лет. Причем, огромная часть относится к дописьменной истории, и, как следствие, покрыта мраком неясности.
Первые письменные источники появились, приблизительно, пять тысяч лет назад. Это далеко не точная датировка, а только приблизительная. Дата возникновения китайского письма постоянно уточняется. Известно, что первые иероглифы писались на костях животных.
Китайское письмо возникло в тоже самое время, когда возникла первая исторически-достоверная династия Китая — династия Шан. Это не только первая династия в истории китайской цивилизации, но еще и ее начало, ее фундамент. Именно в этот период возникла китайская письменность, так называемая цзягувэнь (甲骨文), что в переводе с китайского языка буквально означает «письмена на черепашьих панцирях и костях». Как правило они несли магический смысл. На них писались результаты гаданий, а здесь мы видим истоки традиционного китайского гадания. Со временем оно претерпит эволюцию и станет основой для Книги Перемен.
В эту же эпоху развивались и науки. Острономы уже знали о существовании различных планет, а в частности Марса. Основной религией той эпохи была вера в божество, по имени Шанди. Его отождествляли тогда с умершими предками, ушедшими на небо. Само же небо стало со временем отождествляться с умершими духами. Так начал развиваться культ Неба, а император стал первосвященником, получившим титул Сына Неба, ведь именно он исполнял обряды поклонения духам предков.
Но все это только начало. Развитие продолжалось, династии сменяли друг друга, развивалась китайская философия и медицина. Древний Китай подарил миру множество великих вещей, об всех и не расскажешь. Остановимся лишь на некоторых из них.
Даосизм
Само слово «даосизм» (道教) в переводе с китайского языка означает «путь вещей». Это традиционное китайское учение может включать в себя элементы философии и религии. В каком-то смысле можно говорить даже о двух «даосизмах». Один религиозный, включающий в себя храмовое поклонение, обрядность и многие другие атрибуты, присущие именно культу. Другой чисто философский, учение Лао Цзы, основанное на концепции Дао. Вечного Абсолюта и всеобщего Закона. Дао — это основа вселенной, оно многозначно и постоянно находится в движении. Дао — источник всего сущего, из него все пришло и в него все вернется. Сливаясь с Дао, человек становится счастливым.
Чтобы слиться с Дао, нужно овладеть его силой, под названием У-вэй. Эта сила противоположна силе в привычном понимании этого слова. Она противоположна усилию, она — недеяние. Деятельность же противостоит естественному порядку вещей, активность отдаляет человека от счастья. Лишь посредством медитации, созерцательного отношения к жизни и понимания естественного ритма мироздания можно стать счастливым. Из этого, кстати, вытекали выводы, которые касались как личной сферы жизни, так и гражданской и политической.
В каком-то смысле даосизм можно назвать древнейшей формой анархизма. Лао Цзы верил в авторитет императора, но считал, что он также должен прийти к недеянию. Философ отвергал активную гражданскую деятельность, осуждал вмешательство власти в жизнь граждан и несправедливо большие налоги. В этом аспекте даосизму противостояло другое великое китайское учение — конфуцианство.
Конфуцианство
Как явствует из самого названия, это философское учение было разработано китайским мыслителем Конфуцием. В императорском Китае оно играло центральную роль, являясь главной идеологией. Оно было принято официально во времена династии Хань. У конфуцианства не было своей церкви, но оно глубоко проникало в душу. По сути конфуцианство играло практически роль религии. Основные темы и проблемы конфуцианства касаются моральных качеств человека, подданого и правителя, отношений между правителями и подчиненным и так далее.
Основы Конфуцианства изложены в двух книгах, составляющих так называемый Конфуцианский Канон. Речь идет о «Пятикнижии» и «Четверокнижии». Позже, начиная с конца XII столетия стало также публиковаться «Тринадцатикнижие».
Интересно отметить, что само название учения в китайском языке совершенно иное, чем в переводах. В китайском языке используется термин 儒教 (rújiào), что можно перевести как «школа образованных людей». То есть в самой китайской традиции конфуцианство никогда не связывалось с одним именем одного отца-основателя. Это совокупность всех учений и традиций, которые стали закономерным результатом последовательного развития различных учений, мифов и идеологем.
Моизм
Надо сказать, даосизм был не единственным направлением в древнекитайской философии, которое противостояло конфуцианству. Одним весьма популярным учением был моизм. В период с пятого по третий век до н.э. это направление составляло серьезную конкуренцию учению Конфуция. В отличии отвлеченного и мистического даосизма, моизм в большей степени фокусировался на вопросах общества и социальных взаимоотношений.
Эта школа занималась разработкой специальной программы, целью которой было совершенствование всего общества посредством знания. Основатель учения, по имени Мо-цзы, был убежден, что ритуализм является лишь бессмысленный тратой средств государственной казны, а соответственно не признавал пышные церемонии и обряды. Важнее всего, с его точки зрения, было покориться воле Небес. В отличии от Конфуция, который различал любовь к детям, родителям и прочим ближним, Мо-цзы был убежден, что любовь должна быть нелицеприятной и единой по отношению ко всем без особых различий.
Мо-цзы ставил всем в пример Великого Юя, легендарного правителя эпохи Ся (достоверность которой является предметом дискуссий среди историков), который усмирил потоп. Его поступок рассматривался как образец той самой любви, которая объемлет всё и всех.